Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.05.2024, 14:21 |
МДОУ "ЯСЛИ-САД №4 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Типовая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного ОБРАЗОВАНИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
Типовая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
Донецк 2015
Составители: Арутюнян Л.Н., заведующий сектором дошкольного образования Министерства образования и науки ДНР Сипачева Е.В., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Донецкого ИППО Губанова Н.В., заведующая отделом дошкольного образования Донецкого ИППО Бридько Г.Ф., методист отдела дошкольного образования Донецкого ИППО Котова Л.Н., методист отдела дошкольного образования Донецкого ИППО Невольник Н.И., методист дошкольного образования городского методического кабинета г. Шахтерска Голяева Т.В., специалист по дошкольному образованию отдела образования г. Тореза Горбачева Л.В., воспитатель-методист ДОУ № 26 г. Макеевки Липанова Е.И., воспитатель-методист ДОУ № 33 г.Шахтерска
Научно-методическая редакция: Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению Чернышев А.И., ректор Донецкого ИППО, кандидат педагогических наук
Рецензенты: Макеенко Е.П., старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования Донецкого ИППО Обыденная В.В., заведующая ДОУ №393 г.Донецка Кулик И.Н., воспитатель-методист ДОУ № 390 г.Донецка Попенако Т.В., воспитатель ДОУ №393 г.Донецка Коваленко Н.Ю., воспитатель ДОУ № 33 г.Шахтерска
Ответственные за выпуск: Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук
Технический редактор, корректор: Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого ИППО
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
© Донецкий ИППО, 2015
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ........................................................................................................................ 4 Пояснительная записка.................................................................................................................. 4 Отличительные особенности программы «От рождения до школы»....................................... 6 Особенности структуры программы «От рождения до школы»................................................ 7 Планируемые результаты освоения программы......................................................................... 9 Система оценки результатов освоения программы.................................................................. 11 Педагогическая диагностика....................................................................................................... 12 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.................................................................................................. 14 Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет....................... 14 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы 24 Образовательные области........................................................................................................... 31 «Социально-коммуникативное развитие»............................................................................. 31 «Познавательное развитие»..................................................................................................... 44 «Речевое развитие».................................................................................................................. 60 «Художественно-эстетическое развитие».............................................................................. 68 «Физическое развитие»............................................................................................................ 87 Вариативные формы, методы и способы реализации программы......................................... 97 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ.............................................................. 102 КОРРЕКЦИОННАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА........................................................ 107 Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности.............................. 107 Коррекционная работа в доу (по образовательным областям)............................................. 116 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ........................................................................................... 132 Организация жизнедеятельности детей (от 1.5 до 2 лет)....................................................... 132 Организация жизнедеятельности детей (от 2 лет до школы)................................................. 134 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................................. 140 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ................................................................................. 142 ГЛОССАРИЙ.................................................................................................................................. 148 БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ..................................................................................................... 151 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ.......................................................................... 151 ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 152 Развитие игровой деятельности............................................................................................... 152 Особенности развития детей от рождения до 1,5 лет............................................................ 158 Примерное комплексно-тематическое планирование............................................................ 176 Примерный перечень событий, праздников, мероприятий.................................................. 188 Примерный список литературы................................................................................................ 193 Примерный музыкальный репертуар....................................................................................... 201 Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом»........ 224
Цели и задачи реализации Программы Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа «От рождения до школы») разработана на основе: «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.,Мозаика - Синтез,2014», с добавлением блоков из «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Дошколка.ру» / С.П.Циновская – М.: Издательство «Экзамен», 2015», «Детство: Примерной образовательной программы дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2014», «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» / С.Г. Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – Москва «Просвещение», 2014» и предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Главная задача данного программного документа - помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015). Ведущие цели Программы «От рождения до школы» — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы «От рождения до школы» первостепенное значение имеют:
Решение обозначенных в Программе «От рождения до школы» целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Принципы и подходы к формированию Программы В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе «От рождения до школы» отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы «От рождения до школы» составители опирались на лучшие традиции современного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе «От рождения до школы» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.). Составители Программы «От рождения до школы» основывались на важнейшем дидактическом принципе ‒ развивающем обучении ‒ и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы «От рождения до школы» выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе «От рождения до школы» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа «От рождения до школы» строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Н.С.Карпинская). Программа «От рождения до школы»:
Отличительные особенности программы «От рождения до школы» Направленность на развитие личности ребенка Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь, к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Нацеленность на дальнейшее образование Программа «От рождения до школы» нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей Одной из главных задач, которую ставит Программа «От рождения до школы» перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа «От рождения до школы» направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.). Особенности структуры программы «От рождения до школы» Наиболее существенной структурной характеристикой Программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть. Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка. Программа «От рождения до школы» составлена с учётом особенности реализации Стандарта дошкольного образования. Дошкольное образование детей младенческого возраста (от рождения до 1,5 лет) осуществляется в форме семейного образования. Родители (законные представители) обучающихся имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в дошкольных образовательных организациях и других образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) К преимуществам Программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст. Для родителей (законных представителей) детей младенческого возраста в ДОУ предусматривается создание консультационных пунктов. В связи с важностью данного вопроса в Программе содержатся материалы для работы данных пунктов. . В силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от 1,5 до 2 лет содержание соответствующего раздела структурно отличается от разделов других возрастов. Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения, развития для детей этой возрастной категории.
Простота введения вариативной части Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании Основной общеразвивающей программы (далее-ООП) легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная часть должна соответствовать ОС и не должна противоречить целям и задачам Программы «От рождения до школы». Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности В ГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, составители дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии. Взаимодействие с семьями воспитанников Программа «От рождения до школы» подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы «От рождения до школы» является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов». Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию В рамках вариативности в Программе «От рождения до школы» представлен раздел по коррекционной и инклюзивной педагогике в группах комбинированной направленности (по образовательным областям). Педагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта. Методическое и организационное обеспечение введения ГОС ДО
Кадровое обеспечение введения ГОС ДО
Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства, однако Программа «От рождения до школы» имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким образом, целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ОС. В Программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |